Официальный сайт
Адрес райисполкома:
231300, г. Лида,
ул. Советская, 8
Электронная почта:
Lidaisp@mail.lida.by
Телефон: (80154) 53-40-03
Факс: (80154) 53-40-04

Как открыть собственное дело

Путь в малый бизнес

Путь в малый бизнес открыт для всех. Только от самого предпринимателя зависит, каких успехов он добьется на этом поприще. Но чтобы избежать краха в первые годы существования своего бизнеса начинающему предпринимателю будет полезна эта информация.

--------------------------------------------------

В настоящее время в результате проведения активных мероприятий по либерализации условий осуществления предпринимательской деятельности, снижению административной и налоговой нагрузки в нашей стране сформирован благоприятный деловой климат для реализации гражданами своих бизнес-идей и создания новых субъектов малого предпринимательства.

В рамках реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь"  приняты меры, оказавшие существенное влияние на ведения бизнеса: предоставлен ряд льгот субъектам хозяйствования, осуществляющим создание объектов придорожного сервиса, организациям, реализующим бизнес-планы развития высокоэффективных и конкурентоспособных производств, экспортерам в отношении выручки от реализации продукции за пределы Республики Беларусь.

Мероприятия либерализационного характера затронули сферу ценообразования, регулирование рынка труда и другие важные направления экономической деятельности.

С 2012 года негосударственным юридическим лицам предоставлено право приобретения в частную собственность земельных участков, ранее выделенных  в пользование для обслуживания принадлежащих им капитальных строений.

Земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры, ведения личного подсобного хозяйства, можно использовать на основании решения местного исполнительного комитета,  как по установленному целевому назначению, так и для ремесленной деятельности, агроэкотуризма, предпринимательства.

Правительством Республики Беларусь значительно сокращен  единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также  обеспечена их доступность и прозрачность для всех заинтересованных.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. № 1«О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»  государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, а также стало возможным подать документы для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых резидентами Республики Беларусь в форме унитарного предприятия, и изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, в определенных законодательством случаях, а также индивидуальных предпринимателей в электронном виде посредством созданного для этих целей веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее-веб-портал ЕГР)http://egr.gov.by/.

Упрощаются административные процедуры, совершаемые органами государственного управления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Дополнительные льготы по налогообложению предоставлены субъектам предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты  в малых городах и сельской местности. 

В целях активизации деловой инициативы граждан и развития бизнеса в регионах установлен преференциальный порядок осуществления предпринимательской деятельности в средних, малых городских поселениях, сельской местности.

Создание дополнительных условий для развития предпринимательства способствует созданию в нашей стране многих новых субъектов хозяйствования.

Если Вы инициативны, компетентны, коммуникабельны, трудолюбивы, готовы рисковать и способны извлечь выгоду из любого дела, Вы можете стать успешным предпринимателем. Однако, для этого Вам прежде всего необходимо изучить следующие рекомендации:

Целесообразность

В сфере бизнес-планирования рекомендуется следующая последовательность анализа нового проекта:

Первый шаг - маркетинговый анализ:

--------------------------------------------------

суть в ответе на 2 вопроса:

Можно ли будет продать продукт (услугу), являющийся результатом реализации проекта?

Можно ли будет получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?

Примечание: Этот этап анализа является очень важным. По статистике, основная причина банкротства субъектов предпринимательства - до 80% - это недостаточное внимание к маркетинговым вопросам.

Второй шаг - технический анализ:

--------------------------------------------------

определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта

анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости помещения (арендной платы), сырья, энергии, рабочей силы;

проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта

Следует отметить, что первые шаги - наиболее важные шаги для начинающего предпринимателя.

Третий шаг - финансовый анализ (общая схема):

--------------------------------------------------

анализ финансового состояния субъекта предпринимательства в период подготовки инвестиционного проекта;

анализ безубыточности производства основных видов продукции;

прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта;

оценка эффективности инвестиционного проекта.

Четвёртый шаг - экономический анализ (несколько отличается от финансового)

--------------------------------------------------

Основной вопрос финансового анализа: может ли данный проект увеличить доход владельцев организации?

Экономический анализ состоит в оценке влияния проекта на работу организации в целом.

Пятый шаг - институциональный анализ

--------------------------------------------------

оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Его главная задача - оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.

Шестой шаг - анализ риска

--------------------------------------------------

Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа, являются неопределенной. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону, так и в лучшую. Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.

Опытные предприниматели советуют: поработать полгода - год в качестве наемного работника в той сфере, которую Вы хотите избрать, для того чтобы почувствовать все нюансы будущей работы.

Правила принятия инвестиционных решений можно сформулировать следующим образом:

--------------------------------------------------

- инвестировать денежные средства в новый проект имеет смысл только в том случае, если можно получить чистую прибыль выше, чем от хранения денег в банке;

- инвестировать средства имеет смысл, только если рентабельность инвестиций превышает темпы роста инфляции.

При подготовке своего проекта необходимо также помнить о внешней оценке, особенно, если Вы собираетесь привлекать дополнительные средства в виде кредитов, займов и другие виды капитала. Поэтому предпринимателю при планировании процесса реализации своей идеи следует провести предварительную «прикидку» необходимых для этой цели средств (капитала).

Для того, чтобы достичь желаемого эффекта необходимо четко представлять сколько это будет стоить и как это сделать. С этой целью составляют определенный план действий с расчетами и аргументами, который все привыкли в практике называть бизнес-план.

Бизнес-план позволяет оценить целесообразность открытия своего дела независимо от вида деятельности. Он является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства, так как позволяет решить целый ряд задач, основными из которых являются следующие:

обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);

расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности и в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

подбор работников (команды), которые способны реализовать данный план.

Бизнес - план служит основой при переговорах с будущими партнерами, а потом служит не только внутренним документом, но может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов.

Процесс составления плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. И чем детальнее прописаны шаги реализации Вашей идеи, тем меньше рисков и неожиданностей поджидает Вас на практике. Как правильно оценить новый бизнес-проект?

Постановлением Министерства экономики от 31 августа 2005 г. № 158 "Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов" утверждены общие положения по разработке бизнес-планов, которые можно также взять за основу при проведении расчетов.

ПАМЯТКА

Ключевым моментом разработки любого инвестиционного проекта является исследование рынка, результаты которого позволяют принять решение о целесообразности производства конкретного вида продукции. Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, анализируются предложения от поставщиков оборудования, обобщается информация о технических характеристиках, стоимости и условиях поставки производственного оборудования и технологий. С учетом результатов маркетинговых исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляются расчет объемов производства и продаж будущей продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определение объема инвестиций и выработка стратегии маркетинга. Прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится оценка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования.

Организация бизнеса

Индивидуальный предприниматель

--------------------------------------------------

Без образования юридического лица гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель это гражданин (находящийся в дееспособном возрасте), самостоятельно (единолично) принимающий решение об осуществлении предпринимательской деятельности и ее прекращении, осуществляющий эту деятельность лично от своего имени и несущий личную ответственность. Индивидуальный предприниматель является единоличным собственником имущества, используемого им в предпринимательской деятельности.

Преимущества деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: минимальные расходы, связанные с вхождением в бизнес, упрощенный порядок государственной регистрации и осуществления предпринимательской деятельности, упрощенная система налогообложения и ведения бухгалтерского учета, единоличное владение и распоряжение доходами, возможность иметь до трех наемных работников

Недостатки деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: личная ответственность за результаты предпринимательской деятельности, ответственность по долгами перед кредиторами личным имуществом.

Особенности регулирования деятельности граждан в качестве индивидуальных предпринимателей определены Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности"

Юридическое лицо

--------------------------------------------------

Предпринимательская деятельность с созданием юридического лица осуществляется только коммерческими организациями. К этой категории относятся юридические лица (организации) преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая установленную государственную регистрацию в качестве юридического лица.

Юридическое лицо создается (учреждается) гражданами, которые вносят вклады (деньги и иное имущество) и формируют уставный фонд. После внесения вкладов в уставной фонд данные граждане теряют право собственности на него, и собственником становится созданное ими юридическое лицо (кроме унитарного предприятия).

Учредители (участники) могут иметь обязательственные права к созданным юридическим лицам.

Юридическое лицо действует на основании учредительных документов: учредительного договора, либо устава, либо обоих этих документов, либо только учредительного договора, что зависит от формы юридического лица

Юридическое лицо (как абстрактное понятие) приобретает и осуществляет свои права через свои органы, которые создаются в соответствии с учредительными документами и законодательством и в которых определяется компетенция каждого органа. Юридические лица несут ответственность всем своим имуществом, учредители (участники) не отвечают по обязательствам юридического лица (за исключением случаев, установленных законодательством или учредительными документами) и несут риск своим вкладом (долей, акцией).

Учредители (участники) имеют право на получение части чистой прибыли, если высший орган юридического лица принял такое решение.

Таким образом цель создания коммерческой организации - получение и распределения прибыли. Поэтому очень важно, чтобы организация работала успешно и прибыльно, так как юридическое лицо может обанкротиться.

Согласование наименования.

--------------------------------------------------

Согласование наименований осуществляют областные (Минский городской) исполнительные комитеты - их главные управления юстиции. Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009г. №154 «Об утверждении Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций» и постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц»..

Для согласования наименования организации требуется заполнить заявление о согласовании наименования и представить его в указанные выше органы с приложением к нему необходимых документов.

Документы для согласования наименования могут быть представлены заявителем одним из следующих способов: при личном обращении в регистрирующий орган, по почте, в электронном виде посредством веб-портала ЕГР.

Для согласования наименования в регистрирующий орган заявителями представляются следующие документы:

заявление

копия документа, подтверждающего в установленном порядке полномочия заявителя, в случае представления документов представителями юридического или физического лица;

разрешения на использование фамилий, псевдонимов известных лиц или использование наименований в случаях, установленных законодательством.

Бланки заявлений на согласование наименования могут быть взяты заявителями в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции в разделе «Единый государственный регистр» либо на официальном сайте Лидского райисполкома (http://www.lida.by/registration/547/547/doc/2838.html) либо предоставлены безвозмездно регистрирующим органом при личном обращении заявителя за согласованием наименования. Если документы подаются в электронном виде, заявление заполняется в соответствующем разделе веб-портала ЕГРhttp://egr.gov.by..

При выборе наименования, можно проверить имеется или нет такое наименование в базе данных наименований Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для этого достаточно ввести наименование в форму поиска на портале http://egr.gov.by.

Чтобы осуществить проверку имени организации советуем Вам ознакомиться с рекомендациями Министерства юстиции по выбору наименования.

Предлагаем также воспользоваться другими возможностями этого портала:

заполнить бланк заявления на согласование имени компании в формате doc (скачать) и pdf (скачать), если Вы хотите отправить заявку по почте.

Для согласования можно предложить один или несколько вариантов наименований юридического лица. Сотрудник регистрирующего органа согласует первое из предложенных наименований, соответствующих установленным требованиям.

Если гражданин лично обращается за согласованием наименования, то такое согласование будет произведено в день обращения. Если же документы направлены по почте, то такое согласование будет произведено в течение 2 рабочих дней со дня регистрации поступивших документов. Если документы представлены в электронном виде, согласование будет произведено не позднее следующего рабочего дня с даты получения заявления. В случае личного обращения в регистрирующий орган за один час до истечения рабочего времени регистрирующего органа согласование наименования может быть осуществлено на следующий рабочий день.

В случае возникновения спорных вопросов по согласованию наименования (после получения справки об отказе в согласовании наименования) можно обратиться в Министерство юстиции Республики Беларусь в письменном виде для разрешения этого спора.

Более подробно о процедуре согласования наименований рассказано в разделе портала «Регистрация юридических лиц».

Примечание: если в наименовании юридического лица (полном или сокращенном) используется название Республики Беларусь, либо слова "национальный" или "белорусский" - представляется документ, подтверждающий право их использования в наименовании.

Формирование уставного фонда.

--------------------------------------------------

Любая коммерческая организация должна иметь уставный фонд, созданный в соответствие со статьей 47-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Фонд может быть сформирован посредством внесения некоторой суммы денег, ценных бумаг и иного имущества, в том числе имущественных прав. В случае неденежного вклада, должна быть проведена оценка его стоимости.

Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением акционерных обществ, а также иных коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов

Открытие временного счета для формирования уставного фонда.

--------------------------------------------------

Для открытия временного счета учредители создаваемого юридического лица, уполномоченный другими учредителями (далее - уполномоченный учредитель), для формирования уставного фонда создаваемого юридического лица представляют в банк документы, установленные Национальным банком.

Указание в учредительных документах видов деятельности.

--------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" в уставе юридического лица (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица.

Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности.

Примечание: классификация видов деятельности производиться в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности", утверждённым Постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85, а также Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Определение местонахождения юридического лица.

--------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", местонахождением частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - жилое помещение) в одном из следующих случаев:

жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

При этом с собственника жилого помещения взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.

 

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческих организаций, действующих на основании учредительного договора), в том числе в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения, в регистрирующий орган представляются:

заявление о государственной регистрации;

изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу (учредительному договору - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате .doc или .rtf). По желанию коммерческой, некоммерческой организации устав (учредительный договор) может быть представлен в новой редакции;

оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования организации, оригинал свидетельства о государственной регистрации присоединенной организации в случае реорганизации организации в форме присоединения, оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае реорганизации организации в форме преобразования;

легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - в случае смены собственника имущества, изменения состава участников, если новым собственником имущества, участником является иностранная организация;

копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - в случае смены собственника имущества, изменения состава участников, если новым собственником имущества, участником является иностранное физическое лицо;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган в виде электронного документа представляются:

заявление по форме, установленной Министерством юстиции, подписанное электронной цифровой подписью;

изменения и (или) дополнения, вносимые в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в формате .rtf, подписанные электронной цифровой подписью.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в регистрирующий орган представляются:

заявление о государственной регистрации;

оригинал свидетельства о государственной регистрации;

фотография индивидуального предпринимателя;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Государственная регистрация изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, влечет выдачу нового свидетельства о государственной регистрации.

Регистрация

ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ !

--------------------------------------------------

Уведомительный принцип в отношении изменения местонахождения, назначения (замены) руководителя коммерческой, некоммерческой организации.

В случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.

При назначении (замене) руководителя организации, юридические лица, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, обязаны в течение десяти рабочих дней со дня такого назначения (замены) представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Министерством юстиции.

Формы уведомлений размещены на http://www.lida.by/registration/547/547/doc/2838.html.

Выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации и индивидуального предпринимателя.

 

При утере, порче субъектом хозяйствования свидетельства о государственной регистрации дубликат этого свидетельства выдается в день обращения в регистрирующий орган с взиманием государственной пошлины в размере 50 процентов ставки, установленной за государственную регистрацию создаваемой (реорганизуемой) соответствующей организации либо индивидуального предпринимателя.

Рассмотрение документов, представленных для государственной регистрации.

--------------------------------------------------

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, разъясняют гражданам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

1. ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;

2. выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему;

3. вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4. представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Если документы представлены в электронном виде посредством веб-портала ЕГР, они принимаются уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, а заявителю по электронной почте на его электронный адрес в автоматическом режиме направляется подтверждение о приеме таких документов.

Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

- рассматривает состав представленных электронных документов и содержание заявления о государственной регистрации;

- в день получения электронных документов осуществляет государственную регистрацию и направляет на веб-портал подписанное электронной цифровой подписью уведомление о совершенной операции, а также электронные документы, свидетельствующие об осуществлении государственной регистрации;

- вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица;

представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае получения регистрирующим органом от заявителя информации в письменном виде либо по электронной почте о том, что тайна личного ключа электронной цифровой подписи нарушена, электронные документы не рассматриваются.

Электронные документы, представленные заявителями, размещаются в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Зарегистрированными считаются:

юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

Примечание: по желанию юридического лица, индивидуального предпринимателя свидетельство о государственной регистрации может быть выдано одновременно с документами, подтверждающими постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

Ответственность в области государственной регистрации субъектов хозяйствования.

--------------------------------------------------

В соответствии с п.26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования",  собственники имущества (учредители, участники) коммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.

В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной в соответствии с законодательством. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.

Взыскание доходов, полученных субъектами хозяйствования, государственная регистрация которых признана недействительной в соответствии с частью второй настоящего пункта, осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

Согласно п. 28 Положения при исключении субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае признания его государственной регистрации недействительной, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа должен внести в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной, с указанием оснований такого признания.

При этом собственник имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, государственная регистрация которой признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, только по истечении года со дня вынесения хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной.

Примечание: для целей указанного Положения под предоставлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.

Основания неосуществления государственной регистрации:

--------------------------------------------------

1. непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением о государственной регистрации;

2. оформление заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

3. представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Не допускается повторная государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если индивидуальный предприниматель не исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При неосуществлении государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в  свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.В случае представления для государственной регистрации электронных документов при наличии оснований для неосуществления государственной регистрации уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день получения таких документов направляет на веб-портал ЕГР подписанное электронной цифровой подписью уведомление о неосуществлении государственной регистрации с указанием оснований ее неосуществления.

Неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации может быть обжаловано в установленном порядке.

Ставки государственной пошлины.

--------------------------------------------------

За государственную регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации взимается государственная пошлина в размере, установленном в Главе 27 Налогового кодекса Республики Беларусь (Приложение № 22)

Наименование документов и действий, за которые взимается государственная пошлина:

1. Государственная регистрация:

- коммерческой организации (за исключением коммерческой организации, в которой число учредителей-инвалидов превышает 50 процентов, коммерческой организации, создаваемой организацией ветеранов, обществом инвалидов, а также крестьянского (фермерского) хозяйства) -- 1 базовая величина

- индивидуальных предпринимателей -- 0,5 базовой величины

- коммерческой организации, в которой число учредителей-инвалидов превышает 50 процентов, коммерческой организации, создаваемой организацией ветеранов, обществом инвалидов, а также крестьянского (фермерского) хозяйства -- 0,8 базовой величины

- изменений и (или) дополнений, вносимых в устав коммерческой организации (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), за исключением коммерческой организации, в которой число учредителей (участников) - инвалидов превышает 50 процентов, коммерческой организации, создаваемой организацией ветеранов, обществом инвалидов, а также крестьянского (фермерского) хозяйства -- 2 базовые величины

- изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей -- 0,5 базовой величины

- изменений и (или) дополнений, вносимых в устав коммерческой организации (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в которой число учредителей (участников) - инвалидов превышает 50 процентов, коммерческой организации, создаваемой организацией ветеранов, обществом инвалидов, а также крестьянского (фермерского) хозяйства --  0,5 базовой величины

2. Выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации и индивидуального предпринимателя:  -- 50 процентов ставки, установленной за государственную регистрацию соответствующей организации либо индивидуального предпринимателя.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины юридические и физические лица за государственную регистрацию субъектов хозяйствования в случае представления в регистрирующий орган документов в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Счет, учет, печать

Печати (штампы)

--------------------------------------------------

Наличие у юридического лица устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, у индивидуального предпринимателя - свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

Постановка субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах статистики, ФСЗН, Белгоссраха.

--------------------------------------------------

В соответствии с п. 25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

Перечень документов, предоставляемых в банк юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для открытия расчетного счета:

--------------------------------------------------

- заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

- копия (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

- копия (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;

- карточка с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются.

Свидетельствование подлинности подписей лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттисков печати субъектов хозяйствования на карточках с их образцами для открытия счетов в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях осуществляется уполномоченными сотрудниками банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

Условия

Особенности осуществления предпринимательской деятельности в средних, малых городских поселениях, сельской местности.

--------------------------------------------------

Особенности ведения бизнеса на обозначенных выше территориях определены нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности".

Установлено, что:

1. коммерческие организации Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности* и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации:

вправе не исчислять и не уплачивать:

налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если настоящим Декретом не предусмотрено иное);

отчисления в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами;

освобождаются от:

уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами), внесение в такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений, продление срока его (ее) действия;

обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду (по Декрету № 1 период действия данной льготы ограничивался пятью годами);

2. коммерческие организации Республики Беларусь в течение семи календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения (если такое решение принято не позднее 31 декабря 2018 г.):

вправе не исчислять и не уплачивать:

налог на прибыль в отношении прибыли, полученной обособленным подразделением от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

налог на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе обособленного подразделения и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;

отчисления в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами, исчисляемые от себестоимости товаров (работ, услуг), произведенных обособленным подразделением;

освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных обособленным подразделением;

3. коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации Республики Беларусь, имеющие обособленные подразделения, в части деятельности обособленных подразделений:

освобождаются от обязательного заключения сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства, а также при осуществлении внешней торговли товарами собственного производства;

вправе:

самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;

самостоятельно определять поставщиков или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) для собственного производства и продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;

страховать свои имущественные интересы у страховых организаций, страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь;

Кроме того, Декретом № 6 закреплен ряд особенностей применения на территории малых, средних городских поселений и сельской местности норм законодательства, регулирующего отношения в области распоряжения государственным имуществом. Предусмотрено, что отчуждение находящихся в государственной собственности и расположенных на данной территории капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений осуществляется без продажи права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания отчуждаемого имущества, если такой земельный участок предоставляется покупателю имущества в аренду. При этом многолетние насаждения, расположенные на этом земельном участке, отчуждаются ему на безвозмездной основе.

Также закрепляется норма о том, что при отчуждении находящихся в республиканской собственности и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности указанных выше строений, а также изолированных помещений, иного недвижимого имущества, долей в праве общей собственности на них покупателю по его письменному заявлению предоставляется рассрочка оплаты указанного имущества, приобретаемого им для целей организации производства товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) их реализации, на срок, указанный в таком заявлении, но не более пяти лет. Условием предоставления рассрочки является принятие покупателем имущества обязательств по организации в течение срока, указываемого в заявлении о предоставлении такой рассрочки, но не более трех лет со дня заключения договора купли-продажи, производства товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) их реализации.

Декрет № 6 также закрепляет возможность использования льгот неналогового характера:

организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения;

индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

организациями, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающими единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

организациями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающими сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

организациями, индивидуальными предпринимателями, обособленными подразделениями организаций, осуществляющими риэлтерскую деятельность, деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейную деятельность, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, производство и (или) реализацию подакцизных товаров, производство и (или) реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок, а также деятельности в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы; в части осуществления ими на территории средних и малых городских поселений и сельской местности иных (помимо поименованных) видов деятельности.

Декретом № 6 также определяет условия использования предусмотренных этим актом льгот организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими транспортные услуги. Установлено, что такие субъекты хозяйствования имеют право на применение положений Декрета № 6 в отношении реализации указанных услуг, при одновременном соблюдении следующих условий:

при оказании услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;

автомобильные транспортные средства, используемые для оказания услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, зарегистрированы в установленном порядке регистрационными (регистрационно-экзаменационными) подразделениями Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Коммерческие организации Республики Беларусь, которые зарегистрированы на территории средних и малых городских поселений и сельской местности, независимо от вида осуществляемой ими деятельности освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, классифицируемых в определенных товарных позициях согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, ввозимых на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд, на все.

Декрет № 6 также закрепляет возможность финансирования из областных бюджетов расходов на строительство инженерной и (или) транспортной инфраструктуры для обслуживания объектов недвижимости, создаваемых на территории средних, малых городских поселений и сельской местности организациями, индивидуальными предпринимателями для целей организации производства товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) их реализации.

Сертификация продукции (товаров, работ, услуг).

--------------------------------------------------

В целях защиты здоровья и жизни людей, охраны окружающей среды, устранения барьеров в развитии межгосударственной торговли Правительством введено обязательное подтверждение соответствия продукции (товаров, работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в форме их сертификации и декларирования соответствия. Оценка соответствия регулируется Законом Республики Беларусь от 5 января 2004 г. "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации". Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержден постановлением Госстандарта от 16 декабря 2008 г. № 60 "Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь".

Следует помнить, что в соответствии Законом Республики Беларусь от "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на надлежащее качество товаров (работ, услуг). За нарушение указанного права потребителя продавец (изготовитель, исполнитель) согласно статье 15 указанного Закона несет ответственность. Кроме того, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков и уплаты неустойки, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя в соответствии с законодательством.

Перечень документов для получения лицензии.

--------------------------------------------------

Для осуществления некоторых видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии).

В настоящий момент к лицензируемым относятся следующие виды деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности":

1.         адвокатская деятельность;

2.         банковская деятельность;

3.         ветеринарная деятельность;

4.         деятельность в области автомобильного транспорта;

5.         деятельность в области использования атомной энергии и источников

ионизирующего излучения;

6.         деятельность в области промышленной безопасности;

7.         деятельность в области связи;

8.         деятельность в сфере игорного бизнеса;

9.         деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов;

10.       деятельность по обеспечению пожарной безопасности;

11.       деятельность по оказанию психологической помощи;

12.       деятельность по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки;

13.       деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи;

14.       деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду;

15.       деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

16.       деятельность, связанная с криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации;

17.       деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

18.       деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом;

19.       деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;

20.       деятельность, связанная с трудоустройством граждан за границей, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства;

21.       деятельность, связанная с продукцией военного назначения;

22.       деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий;

23.       деятельность, связанная с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов;

24.       деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов;

25.       издательская деятельность;

26.       медицинская деятельность;

27.       образовательная деятельность;

28.       оказание юридических услуг;

29.       оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;

30.       оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей

продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий;

31.       охранная деятельность;

32.       полиграфическая деятельность;

33.       профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам;

34.       розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями;

35.       страховая деятельность;

36.       фармацевтическая деятельность;

37.       частная нотариальная деятельность.

Лицензии выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь, иностранным юридическим лицам и иностранным организациям, созданным в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, а также физическим лицам (для занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью и коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов).

Для получения лицензии необходимо обратиться в государственный лицензирующий орган с соответствующим заявлением и сопутствующими документами, а также уплатить государственную пошлину, которая по общему правилу составляет 8 базовых величин.

Для получения лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель представляет в соответствующий лицензирующий орган:

1. заявление о выдаче лицензии с указанием:

- для юридического лица Республики Беларусь - наименования и местонахождения этого юридического лица, а также его обособленных подразделений, в том числе филиалов, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности (далее - обособленные подразделения, в том числе филиалы), работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, если они определены настоящим Положением, для каждого обособленного подразделения, в том числе филиала;

- для физического лица, ходатайствующего о предоставлении ему права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь, - фамилии, собственного имени, отчества, данных паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего паспорт или вид на жительство, регистрация по месту жительства);

- для иностранной организации - наименования и местонахождения этой организации, а также ее представительства, открытого в установленном порядке на территории Республики Беларусь;

лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, если они определены настоящим Положением, которые соискатель лицензии намерен осуществлять;

территории, на которой соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, если настоящим Положением предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь;

наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии (при его наличии);

иных сведений, предусмотренных настоящим Положением для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенных Президентом Республики Беларусь.

В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны;

2. копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3. легализованную выписку из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения;

4. документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;

5. другие документы, предусмотренные вышеуказанным Положением для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь.

Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Лицензия действует на всей территории Республики Беларусь или ее части, определенной в лицензии, если законодательством предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь (например, деятельность в области связи).

Вид деятельности, на который выдана лицензия, может выполняться только лицензиатом без передачи права на его осуществление другому юридическому или физическому лицу. Обособленные подразделения, в том числе филиалы, осуществляют лицензируемый вид деятельности на основании лицензии, выданной юридическому лицу.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без лицензии, когда получение лицензии обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в лицензиях, является основанием для привлечения к административной ответственности, а сопряженная с получением дохода в крупном размере - основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Ликвидация

Исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

--------------------------------------------------

Регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:

субъектом хозяйствования, ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации (прекращения деятельности) документы, предусмотренные законодательством;

органами, организациями не представлены предусмотренные законодательством документы и со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) прошло не менее тридцати пяти рабочих дней либо органами (организацией) представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация об отсутствии непрекращенных обязательств перед таможенными органами, информация о том, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не состояли на соответствующем учете (не были зарегистрированы);

соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования.

При наличии у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления им документов, подтверждающих погашение такой задолженности, прекращение обязательств перед таможенными органами.

Субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято регистрирующим органом, хозяйственным судом, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, не имеющий задолженности и обязательств, указанных в части второй настоящего пункта, по истечении трех лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае, если до исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение двух месяцев с момента получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве, влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

В случае, если в течение тридцати пяти рабочих дней с момента направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в регистрирующий орган поступила письменная информация от органов Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иных уполномоченных органов в пределах компетенции о выявленных фактах совершения правонарушений субъектами хозяйствования, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о фактах совершения правонарушений их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью субъекта хозяйствования, об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации (прекращения деятельности), исключение этого субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не производится. В этом случае субъект хозяйствования исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении регистрирующим органом информации от указанных государственных о принятых решениях по выявленным фактам совершения правонарушений субъектами хозяйствования, их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками) субъекта хозяйствования (исполнении наложенных в связи с этими решениями взысканий) и (или) представлении субъектом хозяйствования в регистрирующий орган документов, подтверждающих погашение указанной задолженности.

В случае внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием регистрирующим органом принимается решение о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) и внесении записи об исключении ее (его) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.                     В отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями регистрирующим органом подается соответствующее заявление в хозяйственный суд.

Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования представляет в Министерство юстиции сведения для включения их в данный регистр и сообщает о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, государственной статистики, обособленные подразделения Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия "Белгосстрах".

Министерство юстиции вносит запись об исключении субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия соответствующего решения регистрирующим органом.

Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.

Юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность, а индивидуальный предприниматель - предпринимательскую деятельность с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица (индивидуального предпринимателя). Индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которого аннулирована, обязан прекратить предпринимательскую деятельность с даты принятия решения регистрирующим органом об аннулировании государственной регистрации.

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.

--------------------------------------------------

При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган первоначально представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, подписываемое индивидуальным предпринимателем. Форму заявления о ликвидации можно взять на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь.

После завершения всех предусмотренных законодательством мероприятий, индивидуальный предприниматель для исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет в регистрирующий орган:

печати либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции. Уведомление должно быть составлено после завершения расчетов с кредиторами, которым, согласно пункту 1 статьи 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предоставляется не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации для заявления своих требований. Форму уведомления можно взять на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь.

Основания для ликвидации субъектов хозяйствования.

--------------------------------------------------

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

- собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

- хозяйственного суда в случае:

непринятия решения о ликвидации собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной;

осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;

экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

При обнаружении соответствующих оснований для ликвидации юридического лица, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено законодательными актами;

При обнаружении основания для ликвидации юридического лица в случае нарушения им установленных законодательством порядка и сроков ликвидации кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица;

- регистрирующего органа в случае:

неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Примечание - для некоммерческих организаций также установлено 2 отдельных основания. Если Вы будете вести речь только о коммерческих организациях, то их можно не указывать.

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным настоящим Положением для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Исключение: Не является основанием для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя неосуществление им предпринимательской деятельности в период исполнения приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.

Внимание!

С момента начала процедуры ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), не допускаются.

При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), принявшим такое решение назначается ликвидационная комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого субъекта хозяйствования выступает в суде.

Примерные действия ликвидационной комиссии:

- представить в регистрирующий орган соответствующие документы;

- после представления в регистрирующий орган документов опубликовать сведения о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. С 1 мая 2013 года сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала "Юстиция Беларуси" с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

Информация о публикации сведений о ликвидации, в т.ч. реквизиты для оплаты услуг по публикации и примерная форма заявки размещены на сайте самого журнала (www.justbel.info), в разделе «Опубликование сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;

- составить перечень кредиторов с указанием размера их требований, письменно уведомить кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации организации (следует учитывать, что кредиторами являются и государственные органы). От бывшего директора (индивидуального предпринимателя)  следует потребовать произвести передачу ликвидационной комиссии бухгалтерской и иной документации организации, печати, свидетельства о государственной регистрации, трудовых книжек работников при их наличии. Желательно, чтобы в состав ликвидационной комиссии входил бухгалтер предприятия;

- провести работу по взысканию дебиторской задолженности и выявлению требований кредиторов, зарегистрировать и рассмотреть требования, заявленные кредиторами, составить реестр требований кредиторов;

- при наличии имущества, произвести его опись (инвентаризацию) и оценку; закрыть филиалы и представительства; утвердить смету расходов по ликвидации (прекращению деятельности), в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) на период ее работы;

- составить промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами, которые должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности), перечень предъявленных кредиторами требований с указанием сумм долга, а также сведения о результатах рассмотрения этих требований. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть надлежащим образом оформлен, в т.ч. подписан составом ликвидационной комиссии (ликвидатором), заверен печатью ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности);

- переоформить карточку с подписью в банке на председателя ликвидационной комиссии (информацию о наличии расчетного счета предоставляет налоговая инспекция), сосредоточить денежные средства юридического лица на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в банке, закрыть все счета в иных банках, остатки денежных средств при закрытии счетов перечислить на основной текущий (расчетный) счет;

- закончить текущие дела, в том числе увольнение работников с соблюдением их прав и законных интересов в соответствии с законодательством;

- в случае наличия денег на расчетном счете произвести оплату требований кредиторов согласно установленной очередности, в случае наличия имущества, его необходимо оценить, заказав независимую оценку, оплатить работу оценщиков, и произвести публичные торги в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений, в случае отсутствия денег и имущества, и наличия кредиторов, в суд подается заявление о признании должника экономически несостоятельным (банкротом);

- передать на хранение документы юридического лица (индивидуального предпринимателя), подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством;

- в случаях, установленных законодательством выполнить иные действия.

Внимание!

Срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.